Служба страховых расследований – практические задачи и правовой статус
Ефремов Сергей Иванович
Вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), директор по защите активов Российского Союза Автостраховщиков (РСА)
|
Почему ВСС так последовательно отстаивает идею законодательного регулирования проведения страховых расследований? В каком виде в законе должен быть установлен статус службы расследований страховой компании и какими полномочиями она должна быть наделена?
Развитие противодействия страховому мошенничеству предполагает активное совершенствование методических и нормативных документов. Например, в 2021 году мы совместно с МВД и ВНИИ МВД, занимались подготовкой методических рекомендаций в части автострахования. Сегодня они уже достаточно активно используются как сотрудниками органов внутренних дел, так и службами безопасности и службами расследований страховых компании, и это дает хорошие результаты в борьбе с мошенничеством. В 2023 году нашим Комитетом по противодействию страховому мошенничеству были подготовлены базовые предложения по проведению расследований. Все это позволило нам выйти на определенный стандарт, в первую очередь, по каско и ОСАГО – определить те минимальные действия, которые рекомендуется делать всем службам расследований страховых компаний при выявлении страхового мошенничества. В 2024 году мы уже практически завершили работу, связанную с подготовкой аналогичных методических рекомендаций по имущественному и личному страхованию, которые будут предоставлены всем страховым компаниям и оперативным сотрудникам для расследования страховых событий. Ну и на 2025 год мы планируем подготовку единого внутреннего стандарта ВСС по противодействию страховому мошенничеству.
В связи с этим я бы хотел обратить внимание на следующее. Понятие страхового расследования приобретает у нас сегодня достаточно серьезное и важное значение. В первую очередь, это связано с тем, что нынешние показатели возбуждаемости уголовных дел по страховому мошенничеству практически по всем видам страхования невысоки и уже на протяжении почти 5 лет держатся на уровне примерно 20%. Это говорит о том, что сотрудникам полиции часто сложно понимать специфику страхования, а именно подходы и пути расследования страховых событий, связанных с страховым мошенничеством, для них пока это достаточно сложная и многогранная композиция. Зачастую расследованиями занимаются участковые инспекторы, которые не обладают достаточными знаниями и умениями. С другой стороны, достаточно часто этой работе мешает нехватка сотрудников в органах полиции. Все это приводит к тому, что вся активность проведения страхового расследования по сбору доказательств ложится непосредственно на службу безопасности (службу расследований) страховой компании, статус которой в законе никак не урегулирован.
Сегодня мы проходим только первоначальный этап создания служб расследования у российских страховщиков. И основное, что здесь необходимо сделать в обязательном порядке – должны быть приняты нормативные документы, регламентирующие деятельность по противодействию мошенничеству в страховании, предусматривающие, в том числе, что в каждой страховой компании должна быть создана служба расследований страховых событий.
По нашему определению, служба расследований – это специальное подразделение страховой организации, которое рассматривает страховые события с признаками страхового мошенничества. Соответственно, специалист занимающийся страховым расследованием – это штатный сотрудник страховой компании, который непосредственно работает в службе расследований и занимается выявлением признаков мошенничества и самих фактов страхового мошенничества.
Мы хотели бы, чтобы понятие «служба расследований», как функция страховой компании по противодействию страховому мошенничеству, было закреплено в Законе «Об организации страхового дела». Помимо этого, необходимо, чтобы было введено также понятие «страховой расследователь» (то есть штатный работник страховой организации, который этим непосредственно занимается). Требования к его квалификации также должны быть закреплены в законе, это позволит иметь четкое понимание, какие лица могут заниматься этой профессией.
На законодательном уровне дополнительно необходимо закрепить следующие полномочия страхового расследователя: опрос очевидцев, которые непосредственно видели развитие страхового события, наведение справок, получение ответов на запросы, сбор образцов и их сравнительного исследования, исследование предметов и документов, осмотр мест происшествия, в том числе с привлечением экспертных организаций, и назначение необходимых экспертных исследований.
Главное, о чем мы сейчас говорим в этом направлении – это сбор и проведение исследования необходимых материалов, придание этому легитимности и обязательного характера, для того чтобы эти собранные доказательства могли быть положены в основу возбуждения уголовного дела, и чтобы дознаватели и следователи не занимались перепроверкой этих документов. Сейчас при перепроверке представленных страховой компанией материалов практически упускается драгоценное время. Машины, участвовавшие в ДТП, восстанавливаются, следы и доказательства порчи имущества уничтожаются, и вся проведенная страховщиком работа идет насмарку. Поэтому главная задача – это придать собранным службой расследования страховой компании материалам легитимный статус доказательств, которые будут использованы правоохранительными органами как доказательства, положенные в основу возбуждения уголовного дела. Сегодня такая работа уже проводится, мы планируем ее продолжить и выйти непосредственно в Государственную Думу с предложениями по внесению соответствующих изменений – в закон «Об организации страхового дела», в специальное законодательство по ОСАГО, ОСГОП и ряд других нормативных актов.